В конце 16, начале 17 века Алтай был присоединен к России. Необозримые таежные и степные просторы, неисчерпаемые богатства недр земли, щедрая природа привлекали внимание русского царя и его знати, купцов, промышленников.
Чтобы ускорить освоение богатств Сибири, имперский кабинет содействовал переселению из европейской части России в безлюдную Сибирь. Согласно этих мер, беглые крепостные крестьяне и казаки, тайно пробравшиеся в Сибирь, становились свободными. Все они получали землю, за что они поставляли часть зерна из урожая и обрабатывали посевы на полях царского двора.
По указу в Сибирь отправляли служивых людей для несения военной службы по охране административных центров, знатных особ, соблюдению порядка. В Сибирь шли промышленники и купцы, надеясь поживиться легкой добычей, получить себе капиталы.
В Сибирь шли приписанные заводом рабочии и все угнетенные люди, надеясь получить волю, избавиться от каторги, от нужды и голода.
Пробираясь звериными тропами в глухие места Сибири и Алтая они находили убежище в дремучих таежных лесах, в долинах рек, озер.

Первые переселенцы на земле Троицкой появились в годы правления ПетраI. Крепостной Афанасий Петров бежал от помещика из под Орла на Урал к промышленнику Демидову, но скоро за непокорность попал к нему в немилость.Тайно от Демидова он таежными тропами ушел в другие места и после долгих скитаний обосновался на лесной поляне в долине небольшой речки. Через 15 рядом с избушкой Петрова появилась избушка Лапандина, а еще через 40-50 лет возникло село. И село и река получили название по фамилии первого поселенца Петрова. Так возникло село Петровка.
В это время возникли села Санарово, Хайрюзовка, Белое, Загайново, Горновое, Южаково.
В 1747 году вся территория Алтая перешла в собственность царского двора.
В конце 17века и начале 19 возникли села: Краснояры, Верх Краснояры, Малое Санарово, Ельцовка, Терск, Новоеловка, Гордеевка, Верх Боровлянка, Кипешино, Дубрава, Вершинино, Уткуль.
Накануне революции возникли села: Озеро-Петровское, Тюмень, Дундиха, Заводское.
Землю пахали самодельной деревянной сохой, боронили деревянными боронами. Хлеб убирали крюком, серпом, молотили цепом. Кроме пшеницы сеяли овес, просо, лен, коноплю, в реках ловили рыбу. Из льна и конопли делали волокно, из волокна пряли пряжу, ткали холсты. Из холстов шили белье. Из овечей шерсти делали шабуры, катали валенки. Разводили рогатый скот, лошадей, овец. Из овчин шили полушубки, тулупы, сапоги.

Близко городов не было. Железных дорог тоже не было и крестьяне все излишки зерна, сушеной рыбы, мяса, кож, овчин возили на лошадях зимой в Красноярск, Томск, Колывань, Тобольск. На вырученные деньги покупали серпы, литовки, топоры, вилы, ножи и другое, что требовалось в хозяйстве.
Большинство крестьян ничего не продавали и ничего не покупали, жили бедно, впроголодь. Врачей тогда не было. Люди не знали, что такое медицина. От всех болезней лечили бабки, молитвами и наговорной водицей.
Большинство крестьян было неграмотными. По данным архива, в 1914 году в селах земли Трицкой были 4 церковно-приходских школы, в которых обучалось 240-250 детей богатых.
На всей территории, которую занимает наш район, было 9 церквей, 14 часовен, 6 пивных.